В 2016 году появился ТикТок и сразу задал тренд развития медиа на следующее десятилетие. Широкой публике быстро полюбился формат коротких 30-секундных видео. Такая популярность вынудила других крупных поставщиков контента подстраиваться под новые запросы общественности. Главными конкурентами новой соцсети стали Instagram* и YouTube. Сегодня определенным спросом обладают все 3 площадки. В этой статье мы разберемся, чем они отличаются, и где выгоднее зарабатывать деньги.
Несмотря на одинаковый формат, платформы коротких роликов не копируют друг друга полностью, а развиваются независимо друг от друга, лишь изредка подсматривая некоторые фишки конкурентов. Перед началом расширенного сравнения стоит кратко рассказать о каждой.
«ТикТок» уникален тем, что изначально создавался для формата коротких видео в вертикальном формате для смартфонов. Также в соцсети присутствуют фотографии и картинки с текстом, которые можно листать, как книгу, под музыкальное сопровождение. TikTok заслуженно считается «говорящей» платформой для вертикальных роликов, поэтому имеет смысл его рассматривать, если планируете войти в индустрию.
С недавних пор пользоваться площадкой из России стало не очень удобно из-за ряда ограничений. В частности, жителям страны нельзя выкладывать видео и смотреть зарубежный контент. Но эти трудности решаемы, например, установкой модов (могут содержать вирусы, поэтому использовать стоит с осторожностью). TikTok в 2024 году до сих пор востребован, потому что:
По статистике многих ТикТок-роликов на русском языке, США находится на втором-третьем месте среди аудитории. Почти 70% аудитории социальной сети составляют люди 18-24 лет, которые прекрасно разбираются в технологиях.
Также, как говорит статистика, в 2023 году российских пользователей TikTok стало столько же, как и в начале 2022.
Изначально социальная сеть разрабатывалась для того, чтобы служить глобальным фотохостингом. Но вертикальные видео отлично интегрируются в соцсеть, где большая часть контента — такие же вертикальные картинки. Поэтому Reels стали популярны очень быстро после открытия в 2021 году.
В соцсети есть отдельная вкладка для коротких роликов, тогда как главная страница посвящена ленте со смешанным типом контента. Это создает разницу с ТикТоком: Instagram Reels — лишь дополнение к главному формату соцсети, и основная часть аудитории смотрит ролики именно из ленты новостей, не заходя в раздел Reels намеренно.
Как показывает практика, в основной карусели видео вовлекают посетителей сильнее, чем статичные медиафайлы. Значит, платформу можно считать видео-ориентированной. И по этой причине даже создателям иного контента здесь желательно разбавлять свои работы короткими роликами.
YouTube среди конкурирующих платформ самый давний. В 2005 году его запустили, чтобы каждый человек мог делиться личными видео, выкладывая на единых хостинг в интернете. С тех пор платформа стала глобальной, перестала быть простым хранилищем контента, а превратилась в многомиллиардный коммерческий проект, позволяющий заработать каждому блогеру.
Неудивительно, что, видя успех ТикТока, Ютуб тоже вошел в рынок коротких видео в 2020 году. Изначально формат тестировался на территории Индии, а затем открылся для всего мира. По аналогии с Инстаграмом, YouTube имеет отдельный раздел Shorts, где представлены только вертикальные ролики длительностью до 60 секунд. На главной странице среди рекомендаций также присутствует горизонтальная лента с шортсами, обособленная от привычных широкоформатных видео.
Все это делает проблематичным для миллионов зрителей поиск нового контента и талантливых авторов. В основном вы будете видеть шортсы с каналов, на которые подписаны. Поэтому набрать здесь популярность с вертикальными видео, пока вы не известный блогер, сложно. Но есть и хорошая новость: помимо Ютуба существуют и другие перспективные видеохостинги, о которых можете почитать здесь.
В каждой из трех социальных площадок существует рекомендованное разрешение и качество материалов для размещения. Для Reels и Shorts они совпадают: 1080x1920. В таком же формате они отображаются в ленте. Немного по-другому устроены ТикТоки. При тех же рекомендуемых 1080x1920 пикселей в ленте записи имеют другое соотношение сторон: 576x1024. А это значит, что последняя площадка сильнее других сжимает медиаконтент на этапе обработки.
Что также важно учитывать: различие в разрешении в общей ленте и при развертывании видео. Дело в том, что в Instagram стандартный размер поста составляет 1080x1350 пикселей (4:5). Это значит, что социальная сеть для отображения в карусели обрезает верхнюю и нижнюю части содержимого, которые станут видны, когда вы откроете пост на весь экран, кликнув по нему.
Эти 1350 пикселей по вертикали стоит рассматривать как некую «безопасную зону», в пределах которой желательно размещать главные детали содержимого, способные заинтересовать пользователя, иначе для большинства встретивших ваш пост они останутся обрезанными.
Та же проблема актуальна для списка рекомендаций, которые расположены на экране в плиточном виде. Фрагменты с Reels здесь показаны квадратами, то есть обрезаны еще сильнее, что делает ключевым пространством видеоролика центральные 1080x1080 пикселей. Цепляющий зрителя и создающий трафик элемент обязательно помещают в пределах данной зоны.
Короткие видео для каждой площадки не имеют минимальной продолжительности, но верхний предел имеется:
На Ютубе, конечно, можно выходить за одну минуту продолжительности. В этом случае система обработает видеоролик в обычном широком плеере с черными полосами по сторонам. В ленты с Shorts такой ролик тоже не попадет. А в Инстаграме существует явление in-feed с продолжительностью до 1 часа, но используются они для рекламных вставок и не подходят короткому формату.
Если вы, как контентмейкер, монтируете видео для всех перечисленных площадок сразу, он должен длиться не более минуты, чтобы уместиться в условия каждой соцсети.
Помимо длительности проигрывания, важно понимать, как долго ролик «живет» на хостинге. Например, YouTube Reels, особенно набравшие популярность, неплохо индексируются в поисковиках, особенно Google. Поэтому просмотры на них могут «капать» очень долго, даже несколько лет. Контент в Reels остается актуальным не так долго: в среднем от пары недель до нескольких месяцев. Потом его попадание в рекомендованные ожидать не стоит.
В TikTok «текучка» популярного контента самая высокая. Актуальные события и вирусные тренды здесь держатся в топе и активно рекомендуются в пределах первых 2 недель. Если за это время короткометражка успела набрать много просмотров, у нее может открыться «второе дыхание», собирающее лайки и просмотры по инерции еще некоторое время.
Не стоит исключать некоторые тренды, которые обретают статус феномена, что позволяет им удерживать актуальность довольно долго из-за отсутствия конкурентной альтернативы в текущий момент.
Также важно учитывать, что многие тренды на YouTube и в Instagram перекочевывают из ТикТока, потому он является законодателем моды в популярной молодежной культуре. И по этой причине его стоит делать приоритетной площадкой для трендовой тематики.
При сравнении площадок для публикации авторских материалов непременно встает вопрос монетизации — один из важнейших, учитывая, что многие люди начинают карьеру блогера ради денег. Ведь далеко не каждый человек согласен трудиться в социальных сетях за идею. Важно понимать окупаемость часов работы.
YouTube Shorts обладает большим набором инструментов для презентации бизнеса через социальную сеть. Здесь можно запускать нативную рекламу, организовывать коллаборации с другими контентмейкерами ради обмена аудиторией. Также возможно переливать трафик в другие медиаресурсы, например Телеграм-канал, собственный сайт.
Еще одна популярная функция шортсов, которой пользуются многие видеоблогеры — анонсировать предстоящий или сообщать о вышедшем ролике в широком формате. В том числе рекламировать основной канал через короткие видео на дополнительном.
Значительный минус Shorts заключается в невозможности вставить кликабельную ссылку непосредственно в ролике. Для этого нужно отсылать зрителей в шапку канала, чем воспользуются далеко не все.
Многим раскрученным медийным лицам Instagram Reels могут показаться более действенной площадкой для рекламы. Здесь существует сразу несколько форматов продвижения. Для этого доступны не только посты. Короткую 15-секундную запись можно вставить в историю, которая держится 24 часа.
Также к публикациям Инстаграм удобно прикреплять рекламные ссылки, открывающиеся при повторном клике на пост или нажатии на значок в нижнем левом углу. В формате Stories легко умещаются сразу несколько смысловых блоков, идущих один за другим, которые не успеют надоесть пользователю. Таким методом можно либо прорекламировать несколько источников, либо один более длинный ролик разбить на части.
Для TikTok актуальны все те же способы, что доступны в Shorts. В роликах можно упоминать других авторов, вставлять рекламируемые бренды в короткие сюжеты, делать нативный пиар. Благодаря удобной системе интеграции звуковых записей ТикТок может выгодно продвигать музыкантов.
Если вы желаете максимизировать отдачу контента в виде собираемых просмотров и лайков, крайне важно понимать внутреннее устройство площадки, или алгоритмы. А также принципы, по которым люди обращают внимание на короткие видеоролики.
На Ютубе в формате Shorts большое значение имеет кликабельность обложки — превью. Это первоначальный статичный кадр, который аудитория видит до начала проигрывания. Раньше, чтобы заинтересовать пользователя, авторам приходилось начинать видео с самого привлекательного кадра, тем самым искусственно выставляя подходящее превью. Теперь на фон автор канала самостоятельно может поставить желаемый кадр из видео.
В самом начале существования Shorts был «щедр» на продвижение свежих коротких видеоматериалов. В настоящее время алгоритмы делают больший упор на числовые значения, и хорошо рекомендуются в основном крупные каналы. Дело в том, что существует нижняя граница реакций, которую должен набрать выложенный контент, чтобы попасть в общие рекомендации. Это значение примерно равняется 5000 просмотров.
В рилсах минимальная планка для попадания в рекомендации — около 12 тысяч просмотров. После превышения этой границы алгоритмы пускают пост в более широкие массы. Также есть тенденция повышенной «любви» Инстаграма к тем авторам, на чьих каналах выкладывается большое количество постов. Система считает их потенциально более надежными и долгосрочными поставщиками контента.
Также не нужно совсем удалять не набравшие популярность публикации. Лучше добавить их в архив, чтобы те номинально числились на канале. К тому же вы сами сможете в будущем пересмотреть собственный старый материал, сравнить с новым и проанализировать. Оставлять в архиве рекомендуется видео, у которых популярная или трендовая тематика. Узконаправленные видео, приверженцев которой не очень много среди широкой аудитории, затрагивать не нужно.
Алгоритмы ТикТок устроены таким образом, чтобы как можно скорее разделить пользователей на неинтересных и потенциально способных обрести популярность. Поэтому площадка позволяет новичкам сразу оказываться в рекомендациях определенной прослойке зрителей вне зависимости от демонстрируемых цифр. Это своего рода премиум-период, в рамках которого важно успеть набрать первую аудиторию. Он действует примерно в первые 8-10 короткометражек.
Если в течение данного срока вам не удастся закрепиться и обрасти постоянными зрителями — дела не слишком хороши. В дальнейшем сделать это будет ощутимо труднее. Если говорить о статистике, ТикТок-ролики можно ранжировать по нескольким кругам известности:
Как показывает практика, публикации самых популярных русскоязычных авторов ТикТока в среднем набирают до 5 млн просмотров. В редких случаях их вирусные ролики могут набирать вплоть о 15-20 миллионов.
Продвижение контента в интернете — сложная сфера, сравнимая с шоу-бизнесом. Здесь существует много тонкостей и секретов, которые опытные авторы нарабатывают годами. Если вы собираетесь взойти на олимп коротких вертикальных видео, вам также придется познавать отрасль, пока не найдете личный уникальный стиль. Мы же собрали для вас основные советы, как нужно и не нужно делать:
И еще: хэштеги сегодня стали уделом прошлого. Современные алгоритмы ориентируются на них гораздо меньше, чем 3-4 года назад. Поэтому не зацикливайтесь на долгом перечислении хэштегов. Лучше потратьте это время, чтобы улучшить качество контента.
*
Соцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ