Среди видеосервисов вот уже 15 лет присутствует явный лидер, название которого для хостинга роликов стало нарицательным — YouTube. Несмотря на то, что данный «гигант» почти монополизировал рынок, существует множество более мелких площадок, которые стараются заполучить свою часть аудитории. У некоторых из них это получается весьма успешно. В статье предлагаем рассмотреть наиболее перспективные альтернативы YouTube, актуальные для российского сегмента.
Становление Ютуба как главной площадки для просмотра видео было долгим и постепенным, о чем подробнее вы можете почитать здесь. Хоть миллионы людей по всему миру и привыкли к нему, как главному источнику для просмотра контента, есть существенные поводы обратить внимание на другие варианты. И вот какими главными проблемами обладает крупнейший видеохостинг мира.
Ежедневно десятки тысяч новых видеороликов на YouTube удаляются или не проходят модерацию, потому что какие-то детали на видео не соответствуют правилам размещения контента площадки. Сюда, прежде всего, относится авторское право.
Работники Ютуба строго следят, чтобы материалы других пользователей и в особенности юридических лиц не использовались другими пользователями без согласия. Иногда дело кроется в мелочах: один или пара кадров, нескольких секунд звуковой дорожки чужого контента достаточно, чтобы забраковать весь ролик. Проблемой может быть даже само упоминание.
В последние годы постоянные посетители видеохостинга стали замечать неестественную активность на некоторых каналах или под определенными видео. Выражается она в количестве или соотношении лайков и дизлайков, выходящие за рамки ожидаемого с оглядкой на размеры аудитории. То же касается комментариев, которых слишком много: они короткие и бессодержательные, как будто написанные «под копирку».
Все это явные признаки ботоферм и фабрик «троллей», работа которых заключается в создании видимости активности с помощью большого количества фейковых аккаунтов. И если накрутка ради популярности — почти безобидное дело, то наводнение троллей с целью черного пиара и психологического давления на авторов канала — совсем нелицеприятная деятельность.
Проблема даже не в самом явлении, а в реакции администрации Ютуба: ее практически нет. У компании нет четкого алгоритма действий против бесконтрольного создания аккаунтов, искусственно повышающих статистику. Добросовестные авторы контента, стремящиеся набрать подписчиков и постоянных зрителей за счет качества, явно не в восторге от вынужденной конкуренции с «коллегами», чья популярность накручена за деньги.
Многие люди изначальной целью прихода на видеохостинг ставят заработок денег. И действительно: лишь единицы согласны делиться с окружающими своим хобби и результатами многочасовой работы из чистого вдохновения. Большинство же рассматривают ведение Ютуб-блога как планомерный труд, который должен оплачиваться.
Главным препятствием, не позволяющим ютуберам быстро сделать блогерство своим основным заработком, является система монетизации площадки. Во-первых, чтобы стать участником партнерской программы, нужно выполнить ряд условий. Не каждый готов работать на одном энтузиазме ради перспективы выйти на окупаемость в будущем, не получая сиюминутного профита.
Во-вторых, YouTube все равно забирает достаточно весомую часть заработка себе. Контент-мейкеры и без того не любят делиться деньгами, а наличие у набирающих популярность видеосервисов более выгодных условий сотрудничества вынуждают уходить с площадки.
Монополия видеорынка Ютуба создает неудобства как авторам, так и зрителям. Так как на площадке выкладывают огромное количество материалов, среди них все сложнее становится найти что-то хорошее. Из-за этого по-настоящему качественный ролик трудно заметить в ленте с десятками экземпляров информационного мусора с похожей тематикой или названием.
Такой подход уменьшает желание начинающих авторов брать качеством, подталкивая в сторону более «грязных» методов: штамповать больше низкосортных роликов, привлекать внимание провокационными превью и обманывающими заголовками в надежде быть замеченным.
Молодой и перспективный видеоресурс под названием GetVlog — это социальная площадка, ориентированная на создателей авторского контента по всему миру. Он предлагает широкий набор инструментов для развития. Сайт позиционирует себя не просто как видеохостинг, а в качестве целостного информационного портала, где люди могут обмениваться интересными идеями и демонстрировать свои способности.
Основной тип контента на «ГетВлог» — это короткие видеоролики. Как зритель, вы сможете найти наиболее интересные материалы через удобный поиск по категориям: IT-технологии, Stand-Up comedy, авто и мото, бытовые хитрости и многим другим.
Главное преимущество GetVlog, которое выгодно выделяет его на фоне всех остальных — авторское право. Оно присваивается каждому автору, который выложит на видеохостинг свой короткий ролик, что подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым в электронном виде с указанием даты присвоения.
Авторское право распространяется на деятельность авторов разных направлений, включая художников, писателей и композиторов, позволяя им зарабатывать деньги со своего электронного контента. Хотя GetVlog — не единственный портал, где можно получать комиссию за авторские материалы, он предлагает участникам самый выгодный размер выплат — до 85%. Известный многим «Литтрес», например, выплачивает лишь 35%.
Защита уникального контента строится по модульной схеме. На сайте присутствует модуль «Книги» — библиотека с работами авторов, которые посетители могут купить, проспонсировав деятельность начинающих сценаристов и писателей для того, чтобы у них была мотивация для дальнейшего развития. Больше о функции, а также авторском праве в России в целом вы можете прочесть здесь.
Также ресурс регулярно устраивает конкурсы для пока немногочисленной, но сплоченной аудитории. Приняв участие, вы не только сможете получить признание как автор самого оригинального контента, но и получить приятные бонусы.
Rutube в свое время стал попыткой создать свой Ютуб специально для русскоязычной аудитории. И можно сказать, что площадка имеет успех. Под конец 2023 года аудитория активных пользователей достигла 30 миллионов человек. Тенденция стабильного прироста новых пользователей и ежедневных просмотров сохраняется на протяжении как минимум последних 2 лет, что говорит о желании части наших жителей дистанцироваться от площадки YouTube, особенно на фоне слухов о возможности ее запрета в России.
Отличительной чертой Рутуба, которая сразу бросается в глаза при первом входе, является отсутствие лайков и дизлайков. Это может смутить, если вы привыкли активно поддерживать авторов контента реакцией и комментарием. В остальном дизайном Rutube похож на YouTube, так как делался по его подобию.
Здесь также присутствует модерация в автоматическом и ручном режиме длительностью до 24 часов. Срок рассмотрения для верифицированных пользователей меньше. Также на главной странице Рутуба присутствует кнопка «В Топ», позволяющая не только алгоритмам, но и комьюнити выбирать лучший контент, который предлагается зрителям.
Давайте более подробно разберем положительные и отрицательные аспекты, чтобы решить, стоит ли переходить на отечественную платформу. Плюсы:
К недостаткам можно отнести:
Также неприятным сюрпризом становятся ограничения по размеру роликов: до 20 минут длительностью и объемом до 10 Гб. В конечном итоге, если Rutube пока не способен конкурировать с американским гигантом на 100%, он стремится каждый день становиться лучше и заслуживает внимания.
Другой быстро развивающийся видеосервис российского происхождения — VK Video, созданный на базе одноименной социальной сети. На его просторах вы можете найти разнообразный контент, такой как фильмы и мультфильмы, развлекательные шоу, короткие клипы и трансляции отдельных авторов. Это не видеохостинг в чистом виде. ВК Видео стремится уместить в себе функции одновременно еще и библиотеки контента и площадки для стриминга.
Создатели сервиса всеми силами стараются продемонстрировать свое намерение завоевать лидерство в РУ-сегменте. Из последних новшеств можно отметить внедрение нейросети, которая повышает качество картинки у роликов с низким разрешением. Обновления с мелкими правками выходят регулярно. Такое упорство и разнообразие приносит плоды: под конец 2023-го количество ежедневных просмотров превысило 1 миллиард, а посетителей — 80 миллионов за сутки.
Интерфейс VK Video не пытается скрывать, что был заимствован у YouTube: в нем так же по центру располагается окно просмотра, а с левой стороны во всю высоту экрана есть меню с различными категориями, настройками и т. д.
Давайте начнем с преимуществ, ради которых можно начать пользоваться VK Video:
Также стоит помнить, что сервис неидеален. Вот наиболее существенные минусы:
В итоге можно сделать вывод, что у ВК Видео есть реальный шанс сделать свое детище полноценной альтернативой YouTube, если они продолжат развивать сервис прежними темпами.
В компании Яндекс тоже понимали важность всестороннего развития и вложили много ресурсов в популяризацию портала Яндекс.Дзен, где помимо прочего есть раздел «Видео». Популярности площадке не занимать — свыше 60 миллионов активных пользователей ежемесячно.
Визуально Яндекс.Видео мало чем отличается от новостного портала: интерфейс состоит из все той же вертикальной прокручиваемой ленты. Лишь функционал адаптирован под условия видеохостинга. Здесь присутствуют почти все привычные атрибуты Ютуба: отметки «Нравится» и «Не нравится», комментарии, настройка качества и скорости воспроизведения.
Как практически все площадки видеоконтента, на Яндекс.Видео доступны короткие ролики наподобие Reels и Shorts в вертикальном формате под разрешение смартфона. Их длительность может варьироваться от 10 до 120 секунд. Продолжительность обычных видео не может превышать 3 часа.
Рекомендации на сервисе пока можно назвать недоработанными, потому что они часто предлагают посмотреть набирающие популярность на Дзен ролики, даже если их тематика совсем не граничит с интересами пользователя. Заработать авторам Яндекс.Видео это не мешает: уже с 100 подписчиков начинает действовать монетизация. Также есть возможность получать доход за нативную рекламу на портале.
Площадка от русского поисковика не зря пользуется популярностью у широкой аудитории. Ее преимуществами являются:
Недостатки перехода на Яндекс.Видео:
В целом данный сайт отлично подойдет тем блогерам, контент которых не ограничивается лишь видео, а чередуется с печатными постами в ленте. У Яндекс.Видео большой потенциал, особенно, если разработчики поработают над дизайном и алгоритмами рекомендаций материала.
В марте 2022 года Телеграм стал самым популярным мессенджером не только в России, но и во всей Восточной Европе, опередив WhatsApp по количеству ежедневных посетителей, которое сегодня превышает 50 миллионов. В последние 2 года разработчики добавили в свой продукт много новых возможностей, в том числе уделяя особое внимание удобству создания видеоконтента.
В 2024-ом в Telegram можно проводить видеоконференции и трансляции, записывать короткие ролики. Набор опций для взаимодействия пользователей с контентом тоже не вызывает вопросов: вы можете пересылать понравившиеся материалы друзьям и знакомым, скачивать и комментировать, участвовать в чатах с автором канала. А вместо традиционных лайков и дизлайков в Телеграм доступен бесчисленный набор реакций с помощью эмодзи, которые еще точнее отражают отношение зрителей к увиденному.
К сожалению, мессенджер пока не дает возможность разнообразно настраивать условия просмотра. Качество загруженных видео неизменяемо, зато можно ускорять и замедлять скорость воспроизведения. Из уникальных удобств — доступность функции «Картинка в картинке», которая позволяет видео вынести в отдельное окно, которое пользователь может свободно перемещать в любую часть экрана, одновременно с этим переписываясь или листая ленту новостей.
«Телегу» можно назвать особенной в некоторых вещах. Вот ее главные преимущества:
Но и недостатки тоже имеются:
Полноценным аналогом Ютуба Телеграм назвать сложно, потому что у него совершенно другая концепция. Все-таки это мессенджер, а не видеохостинг. Тем не менее, его можно успешно развивать как дополнение к основному каналу на Ютуб и сохранять здесь все материалы, получая больше обратной связи от подписчиков, выкладывать короткие записи и анонсы, делиться новостями.