Зигмунд Фрейд одновременно был представителем эпохи и гениальным ученым. Несмотря на критику последователей, сложно переоценить масштаб его суждений. В день памяти Зигмунда Фрейда — он скончался 23 сентября 1939 года — вспоминаем классические идеи психоанализа, разбираемся, как связаны сны и оговорки, а также пытаемся понять, зачем же нужна легендарная кушетка.
Как зародилась теория психоанализа Фрейда?
Несмотря на то что доктор Фрейд покинул нас более 85 лет назад, дело его живо. Помимо тысяч психоаналитиков, чья практика выстроена на постулатах классического метода, мы замечаем его в культурном коде и медиапространстве. Сложно найти человека, чей портрет был бы столь же узнаваем. Изображение мэтра тиражируется на футболках, в мемах и стикерпаках. Но как же зародилась теория психоанализа Зигмунда Фрейда?
В 1873 году Фрейд поступил в Венский университет, где штудировал анатомию и химию. Ему посчастливилось изучать физиологию и психологию у знаменитого Эрнста фон Брюкке. Под его влиянием Фрейд позже создаст теорию психодинамики — учение о взаимодействии различных частей психики и их способности вызывать эмоциональные и мотивационные стремления.
Еще один учитель Зигмунда Фрейда профессор Жан-Мартен Шарко руководил отделением больных истерией. Болезнь в то время считалась исключительно женской. Тогда будущий основатель психоанализа заметил, что симптомы болезни могут не иметь никакого физиологического объяснения.
Например, распространенный во времена Фрейда «перчаточный паралич» не имел никакого отношения к травме. Вопреки физиологии, поражена была не вся рука, а только кисть. Так хозяйка бессознательно оберегала себя от соблазна сексуальной стимуляции, которая считалась греховной и порочной для женщин в те годы.
Именно работа с истерией подтолкнула Фрейда к предположению, что человек осознает далеко не все процессы, часть из них проходит скрыто. На подобные мысли наводили и сеансы гипноза, снискавшего популярность в то время: пациент выполнял действия, в которых не отдавал себе отчета.
Одна из наиболее знаменитых растиражированных публикаций Зигмунда Фрейда — книга «Введение в психоанализ». Ключевые идеи он также изложил в работах: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Я и Оно» — полное собрание произведений основателя психоанализа насчитывает 26 томов. О чем же все это?
Человек растет и развивается в обществе, постепенно постигает тонкости родной культуры, учится сдерживать свои физиологические импульсы и побуждения. Он носит одежду, соответствующую социальным нормам, ест с помощью вилки и ножа, сдерживает агрессию и контролирует сексуальные импульсы. Общественные нормы сковывают желания и инстинкты человека. Под этим давлением они не пропадают, но вытесняются.
Фрейд предложил трехчастную модель психики. Ценности, нравственность, самоконтроль и правила поведения — все, что прививалось человеку в процессе социализации и воспитания, становилось содержанием Сверх-Я. Разум, рассудок и внешний контроль — содержанием Я. Инстинкты и жажда удовольствия принадлежала бессознательному, Оно. Оно, или Ид, не знает запретов и правил. Бессознательное стремится дать волю инстинктам, им движет насыщенная сексуальная энергия — либидо. Разум сдерживает, цензурирует неприемлемое выражение либидо, но не может репрессировать его полностью.
В результате возникает невроз — способ защиты психики от травмирующей идеи. Человек продолжает желать запретное, но в силу физиологических симптомов не может осуществить это в реальности.
Как защищается наша психика?
Борьба между правильным, контролирующим Сверх-Я и жаждущим удовольствий Оно — это бесконечный источник внутренних конфликтов и противоречий. Чтобы снять напряжение психика использует несколько основных защит.
Представьте, что некой воображаемой Оксане понравился Олег, но ей сложно себе в этом признаться. Выглядеть это будет так:
Отрицание — мне не нравится Олег.
Замещение — на свидание пойду с Мишей.
Вытеснение — какой еще Олег? Почему он мне снится?
Изоляция — я понимаю, что мне нравится Олег, и что?
Регрессия — Олежка, понеси сумку, а то я сама не справляюсь. Хи!
Проекция — я нравлюсь Олегу.
Реактивное образование — скажу Олегу, что он мне неприятен и противен.
Рационализация — из-за химической реакции в мозге мое отношение к Олегу изменилось.
Идентификация — Олег 100% такой же чувствительный, как я, и слушает The Smiths.
Сублимация — напишу песню о своих чувствах к Олегу.
По Фрейду, человек представляет собой комбинацию сдерживаемых и побуждающих импульсов.
Современный психоанализ
Психоанализ начинает трансформироваться еще при жизни его создателя: столкнувшись с реальностью мировых войн и военным неврозом ( ПТСР), он добавляет к либидо влечение к разрушению. То есть Фрейд противопоставляет стремление к жизни и стремление к смерти, Эрос и Танатос.
Альфред Адлер постулирует, что человека влечет власть, а происходит это под влиянием комплекса неполноценности. Карл Густав Юнг добавляет в структуру бессознательного коллективное бессознательное с его символами и архетипами.
Неофрейдисты в первой половине XX века смещают акцент на социальные и культурные аспекты жизни человека. Так, Карен Хорни в работе «Невротическая личность нашего времени» видела главный источник невроза не в физиологии и биологии, но в фундаментальном противоречии ценностей (жесткой конкуренции и гуманистического сотрудничества, братства). Эрих Фромм сосредотачивается на исследовании второй природы человека — его социальном характере.
Со временем фрейдовская ориентация на либидо уступила место «теории объектных отношений». Так появилась теория привязанности Боулби, работы Мелани Кляйн, Хайнца Кохута.
Поль Рикер и вовсе предложил рассматривать психоанализ как герменевтику, или толкование смысла и значения влечения для человека, ведь в образах почти нет фактов.
Последователи Фрейда критиковали его за слабую подкрепленность гипотез статистическими данными. Классический психоанализ местами сохраняет пренебрежительное отношение к женщинам. Это происходит, несмотря на то что уже доказано, что истерия не связана с полом, да и столь выраженных невротических симптомов в наши дни так массово не наблюдается — общество стало свободнее и внимательнее к своим желаниям.
Трехчастная структура психики сохраняет свою актуальность и смело может считаться революционным поворотом в науке понимания человека. Например, ее позаимствовал и упростил для понимания Эрик Берн, основатель транзактного анализа. Так в его работах появились внутренние родитель, взрослый и ребенок.
Отсылки к работам доктора Фрейда можно найти в научных статьях и текстах песен, о нем снято множество биографических фильмов. Например, в ленте «Фрейд: тайная страсть» (режиссер Джон Хьюстон, 1962) роль отца-основателя психоанализа исполнил один из самых красивых актеров за всю историю Голливуда — Монтгомери Клифт. Картина повествует о смелости и оригинальности идей Фрейда, шоке, который они произвели на профессиональное сообщество. Чем не замечательный способ вспомнить наследие дедушки Зигмунда!
Оговорки по Фрейду и толкование сновидений
Книга «Введение в психоанализ» Зигмунда Фрейда — простой способ познакомиться с его идеями и прочитать их в формате лекций, а не сухого академического текста (давайте будем честными, фрейдовский психоанализ читать нелегко).
Человек вытесняет свои стремления, заставляя психику испытывать напряжение, обходя их. Для того чтобы не случилось «перегрева», кратковременное облегчение достигается через оговорки, шутки, сновидения — все то, что доктор Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».
Так, например, сновидение — это замещенное, выраженное через символы вытесненное желание. Оригинальная мысль проходит обработку, смещается, сгущается, предстает в виде зрительного образа.
Так человек одновременно удовлетворяет две потребности: в отдыхе и соприкосновении с желаниями бессознательного. Оговорки по Фрейду: что это значит простыми словами? Если цензура между сознательным и бессознательным ослабевает (например, человек взволнован, влюблен или рассеян), он может проговориться о важном.
Например, один из главных сюжетных поворотов сериала «Друзья» связан с тем, что Росс допускает классическую оговорку по Фрейду: стоя у алтаря с Эмили, он произносит имя бывшей возлюбленной Рейчел. Конечно, это привет от бессознательного, а не невинная ошибка. Догадываетесь, на ком он хотел жениться на самом деле?
Что же может означать подобная оговорка? Человек выдает то, что, возможно, сам от себя скрывал и не осознавал до конца: не остывшие чувства к человеку, недовольство браком, реальное мнение о ситуации, истинные влечения.
Оговорка по Фрейду — это не конкретные устойчивые выражения, но моменты, когда бессознательное проявило себя.
Один из классических методов психоанализа — метод свободных ассоциаций. Человек говорит потоком все, что приходит ему в голову, не подвергая мысли редактированию или анализу. Так его бессознательное может выдать себя и вырваться наружу, а проблема, с которой работает аналитик, приобретет новый неожиданный контекст. Дабы не отвлекаться и не испытывать давления, позволить мыслям течь свободно, человек не смотрит на реакцию психоаналитика. Он расслабленно лежит на кушетке и направляет взгляд перед собой.
Фрейд и детский психоанализ
Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не была сосредоточена на детстве как таковом. Оно воспринималось основателем метода как стадия, предопределяющая будущую структуру психики. Травма, фрустрация, не пройденная стадия развития, неразрешенные конфликты с родителями или, напротив, непреодоленные либидиозные стремления к ним — все это влияет на то, будет ли достигнут баланс между Сверх-Я, Я и Оно, какие болезни станут испытанием для человека. Фрейд выделял несколько стадий развития, застревание на одной из них могло определить то, как элементы детской сексуальности будут проявляться у взрослого человека и какие симптомы могут быть у невротических проявлений.
Оральная — от 0 до 18 месяцев, удовольствие или фрустрация сосредоточены вокруг рта. Кормление, кусание, глотание и т.д.
Анальная — от 1,5 до 3 лет, ощущения связаны с работой кишечника и выделительной системы. Навык удерживания и расслабления.
Фаллическая — от 3 до 6 лет, ключевые ощущения связаны с гениталиями.
Латентная стадия — от 7 до 12 лет, сексуальное затишье.
Генитальная — от 12 до 18 лет, подросток созревает и стремится к нормальному сексуальному контакту.
В возрасте 3–6 лет, по Фрейду, ребенок переживает стадию Эдипова комплекса — конкуренцию с родителем своего пола за внимание родителя противоположного. Для девочек этот этап называют комплексом Электры. Если мальчик испытывает влечение к матери, он должен встретиться с реальностью, что именно отец является ее партнером. Не выдержав конкуренции и под страхом кастрации, ребенок отказывается от этих желаний и начинает идентифицировать себя с отцом.
По данным Dixi