26 июля 2019 года, при переходе вброд горной реки Текланика на Аляске, США, трагически погибла Вероника Никонова — 24-летняя звезда нашумевшего фильма «Брестская крепость». Девушка утонула, несмотря на то, что ее муж, Петр Маркелов, сделал все для ее спасения. Пара отправилась в суровый северный край в свадебное путешествие, но их целью был не экзотический отдых на природе, а затерянный на лесных болотах старый автобус. Зачем было успешной белорусской актрисе и режиссеру отправляться после свадьбы в одно из самых глухих и опасных мест планеты? Как оказалось, девушку и ее супруга привлек объект, ставший культовым, после выхода книги Into The Wild («В диких условиях») Джона Кракауэра. Автобус, в котором умер от голода четверть века назад человек, называвший себя Супербомжом, Вероника так и не увидела. Ее трагическая смерть станет еще одним уроком, который дает городским романтикам безжалостная Аляска.
Это история, которая сделала ничем не примечательный болотистый лес на берегу бурной реки Текланика, местом паломничества молодежи со всего мира. Утром 6 сентября 1992 года жители Аляски Кен Томпсон, Гордон Сэмел и Ферди Свенсон отправились на охоту. Они планировали переправиться через реку Текланика на внедорожниках, пересесть на квадроциклы и к вечеру достичь старого автобуса, который в этом районе выполняет роль охотничьего домика. В США часто используют для подобных целей списанный транспорт. В оставленном посреди леса транспортном средстве была печь, спальные места и небольшой запас продуктов. Но на подступах к цели своего пути охотники почувствовали сильный трупный запах, источник которого явно находился в салоне автобуса. Неподалеку виднелся воткнутый в землю шест с тряпкой на конце, а к двери была прикреплена записка с таким текстом: “Внимание всем потенциальным гостям. С.О.С. Я нуждаюсь в вашей помощи. Я болен, умираю и слишком слаб, чтобы выбраться отсюда. Я совсем один. Это не шутка. Именем господа, пожалуйста, останьтесь и спасите меня. Я вышел по ягоды, я недалеко и к вечеру вернусь. Спасибо. Крис Маккэндлесс”.
Не испытывая ни малейшего желания войти внутрь, мужчины оценили обстановку через окна. Они увидели полуавтоматическое ружье «Ремингтон», рюкзак, кухонную утварь, коробки от патронов и несколько книг. В задней части автобуса на нарах находился спальный мешок, в котором лежал полуразложившийся труп мужчины. Как оказалось, автор записки умер за две с половиной недели до прихода охотников. Вскрытие показало, что смерть наступила от голода — истощенное тело взрослого мужчины весило не более 30 кг. Звали несчастного Кристофер Джонсон-Маккэндлесс (Christopher Johnson McCandless) и ему было суждено стать после смерти героем целого поколения молодежи. Кристофер Маккэндлесс родился 12 февраля 1968 года в Калифорнии, США. Но детство нашего героя прошло в Вирджинии, куда его семья переехала вскоре после рождения сына. Отец Криса был конструктором, работавшем в аэрокосмической сфере и имел свою консалтинговую компанию. Семья никогда не испытывала нужды в деньгах и жила дружно и благополучно. Младший Маккэндлесс с детства отличался рядом странностей. Он рос здоровым, крепким мальчишкой, любившим активный образ жизни, но относился к физическим нагрузкам не так, как его сверстники. Спорт он отождествлял с духовными практиками и часто вызывал у окружающих недоумение своими рассуждениями. В колледже Крис неоднократно выступал перед членами своей команды по легкой атлетике с речами, в которых бег неразрывно был связан с борьбой против вселенского зла. В довольно юном возрасте парень имел необычные взгляды, средние между трансцендентализмом и анархизмом. Сейчас некоторые специалисты склонны считать, что юный Маккэндлесс страдал шизофренией, но проверить этот факт уже невозможно. После университета Крис отправился путешествовать на своем автомобиле по США. Посетив родные места своего отца, он узнал, что у того всегда была вторая семья и что у него есть даже младший брат по отцу. Разочарование в человеке, который был для него высшим авторитетом, серьезно повлияло на Маккэндлесса и есть основание считать, что именно оно дало толчок к последующим событиям. Кристофер решил, что жизнь среди лживого и изъязвленного пороками американского общества не для него, взял себе псевдоним Александр Супербомж и стал бродягой. Парень скитался по Америке, читал книги Толстого, Торо и Лондона, и с каждым днем все больше и больше ненавидел цивилизацию. Из дневника, который Супербомж регулярно вел в своих странствиях, становится ясно, что он ненавидел не только американское общество потребления, но даже родную мать, как его часть. Записи Криса наполнены пафосом и переливанием из пустого в порожнее, а также откровенным самолюбованием. Вот что он написал, когда узнал о планах своих родителей подарить ему автомобиль: …им наплевать на то, что я говорю, они думают, будто я способен принять от них новую машину! Я должен теперь проявлять особую осторожность, не принимая в будущем от них каких бы то ни было подарков, а то еще подумают, что могут купить мое уважение. Кристофер мечтал полностью порвать со своими родителями, которых в своих записях нередко обзывал идиотами. Со временем он становился все более агрессивным к обществу и, в конце концов, отказался продлевать водительское удостоверение и регистрацию автомобиля. Еще чуть позже Маккэндлесс вообще бросил автомобиль и сжег все деньги, что у него были. Кристофер навсегда умер и вместо него появился Александр Супербомж, путешествующий автостопом. Возможно, что обострение психического недуга вызвало у молодого мужчины навязчивую идею о том, что жить в гармонии с самим собой можно исключительно на Аляске. Совершенно очевидно, что Маккэндлессу не хватало критического мышления — он слишком буквально принимал истины из прочитанных книг. Известный репортер и знаток Аляски Крейг Медред отметил, что парню в его поисках смысла бытия была необходима не дикая природа, а покой и хорошее лечение. Но повлиять на молодого философа-анархиста никто не мог, поэтому в апреле 1992 года, как только сошел снег, Кристофер взял ружье, четыре коробки патронов, книги Толстого, Гоголя, Лондона и Торо и отправился на Аляску. До Анкориджа Супербомж добрался попутками, а из города выдвинулся в дикие районы штата уже пешком. Прежде чем навсегда скрыться в лесу, Маккэндлесс приобрел пакет риса и немного специй. Кристофер перешел вброд реку Текланика в месте, где четверть века спустя погибнет Никонова и, пройдя 20 километров по лесу, увидел автобус, который охотники использовали как место ночлега. Далее Супербомж, искавший отдых от благ цивилизации, действовал не слишком логично. Вместо того чтобы игнорировать детище технического прогресса с печью и комфортными лежаками, он решил в нем обосноваться. Первые недели жизни в дикой природе проходили как по маслу. Кристофер охотился на белок и дятлов, собирал грибы и ягоды, выкапывал клубни дикого картофеля. Рацион отшельник разнообразил рисом и приправами. Однажды Маккэндлессу повезло подстрелить взрослого лося, что могло бы обеспечить его мясом на несколько месяцев, но неопытный лесной житель все испортил. Вместо того чтобы просто нарезать мясо тонкими ломтиками, посолить и высушить, Крис решил его закоптить. Результат кулинарного эксперимента был плачевен — все что не было съедено за 2-3 дня испортилось из-за летней жары и было выброшено. Позднее специалисты по выживанию в дикой природе прокомментировали этот эпизод: Само по себе копчение, разумеется, ничуть не хуже сушки. Но идея обработать таким образом 200 килограмм мяса в болотистой, не слишком богатой дровами местности, в одиночку, не имея ни опыта, ни возможности толком слить кровь – обречена на провал. Это ещё один пример поразительной самоуверенности и убийственного легкомыслия. Готовясь к продолжительному пребыванию в дикой местности, Маккэндлесс не удосужился внимательно изучить даже основные вопросы выживания. В августе Супербомж наконец насладился своим нигилизмом и крутизной и решил вернуться в ненавистное ему общество. Но не тут-то было — Аляска так просто не отпускает своих беспечных гостей. Дойдя до реки, которую он без проблем перешел вброд в апреле, Крис увидел, что она превратилась в ревущий мутный поток, несущийся с головокружительной скоростью. О том, чтобы перейти реку вброд не могло быть и речи, поэтому Маккэндлесс вернулся к автобусу. Вскоре он с неприятным удивлением понял, что не слишком гостеприимная северная тайга к концу лета и вовсе становится враждебной, не предлагая гостям ни дичи, ни грибов, ни ягод. Дичь куда-то пропала, а из растительной пищи доступными был только дикий картофель. Но проблема в том, что ближе к осени его клубни становятся очень твердыми и в пищу не годятся. Супербомж начал есть стручки этого растения, но они не имели никакой питательной ценности. Эксперименты с другими лесными растениями оказались неудачными. В результате Кристофер настолько ослаб, что одним далеко не прекрасным утром просто не нашел сил вылезти из своего синего спального мешка и вскоре умер от истощения. У него оставалось исправное ружье и солидный запас патронов, что в очередной раз доказало, что в дикой природе лучшим кормильцем является не оружие, а опыт.
Смерть Маккэндлесс была невероятно бестолковой, так как, чтобы получить помощь, Крису нужно было пройти всего пять километров вверх по реке до места, где она рассыпается на десятки ручьев и перейти ее не замочив ног. После этого нужно было преодолеть десять километров до дороги, по которой ежедневно проезжают лесники и туристы. Таким образом, от спасения незадачливого выживальщика отделяли всего 15 км и нужно было лишь внимательно изучить карту, которая была обнаружена в рюкзаке покойного. История мучительной смерти Маккэндлесса вызвала в США серьезный общественный резонанс, но было ясно, что через месяц о ней забудут. Это неудивительно, ведь подобные случаи не редкость на Аляске, куда десятками приезжают комнатные романтики, чтобы попасть в лапы медведя, свалиться со скалы или утонуть в разлившемся от дождя ручье.
Но печальный случай вдохновил малоизвестного тогда писателя Джона Кракауэра на написание книги. Имя Джона не было на слуху в литературных кругах — он был более известен как путешественник и альпинист. Именно история Супербомжа, изложенная в книге Into The Wild, сделала Кракауэра известным. Книга имела неожиданный успех и разошлась тиражом 2 миллиона экземпляров. Идеализированный образ психически нездорового бродяги, представленного в повести мыслителе и бунтарем, привлекла внимание к лесному автобусу и к новой достопримечательности потянулись паломники. Масла в огонь подлил Шонн Пенн, снявший по впечатлившей его книге художественный фильм. Как вы можете сами догадаться, кинокартина еще больше способствовала процветанию культа Супербомжа. Тем более что Пенн существенно приукрасил обстоятельства трагедии. Настоящий автобус Маккэндлесса стоит в депрессивной болотистой низине, а голливудские мастера иллюзий перенесли его к подножию живописных гор. Все факты, порочащие персону Кристофера Маккэндлесса из сценария убрали и в итоге получилась эпичная захватывающая картина про жизнь и смерть героя нашего времени, разочарованного в современных ценностях. Автобус тут же из туристической достопримечательности превратился в святыню, к которой потянулась молодежь из разных уголков планеты. Парни, преодолев нелегкий путь к ржавому алтарю, приносят герою суровые клятвы, а девушки рыдают и оставляют на капоте автобуса букеты цветов. Некоторые пытаются повторить подвижничество Супербомжа и их приходится отлавливать по лесам рейнджерам. Увы, есть и такие, как Вероника, которые становятся жертвами стихии или обстоятельств — Аляска не прощает ошибок и не дает дополнительных шансов дилетантам.
Что такое Дауншифтинг?
Буквально перевод, как переключение на низкую передачу (downshiftingанг.) – термин, который обозначает философию Личности, как «жить для себя» и отказаться от навязанных Личности из-вне целей и ценностей, а также навязанных обществом идеалов; в стремлении познать свой вкус жизни; разумно использовать свое личное время; в развитии себя как Личности; в переосмыслении смысла своей жизни.
Дауншифтеры – люди, которые склонны отказаться от стремлений к постоянному увеличению материального благосостояния, карьерного роста и т.п. в пользу гармонии жить с самим собой вне зависимости от обстоятельств среды своего Бытия и быть хозяином своей Судьбы.
Кто такие дауншифтеры? Есть смысл в дауншифтинге?
Об этом продюсеру компании РЕН ТВ Марии К. рассказывает смыслотерапевт Алексей Кугук
Запись от 28.03.2022 года.