Просмотр потоковых трансляций — один из самых популярных способов проведения досуга под конец 2023 года и уж точно — в начале 2024-го. Люди после учебы или рабочего дня все чаще предпочитают не почитать книги, посмотреть сериал или погулять на улице, а провести вечер вместе с любимым стримером. Но так было не всегда. Давайте разбираться, в чем феномен стриминга, почему эта сфера в тренде и как индустрия делала свои первые шаги.
Стриминг (от англ. stream — поток) представляет собой способ передачи медиаданных в прямом эфире, то есть в режиме реального времени. Это может быть трансляция видео, аудиодорожки, музыки с помощью интернета. Стриминг позволяет миллионам людей потреблять определенный контент онлайн. Он охватывает все аспекты жизнедеятельности человека:
Явление состоит из двух частей: источника или автора трансляции и его аудитории. Так как действие происходит в реальном времени, стороны могут взаимодействовать друг с другом разными способами.
Первые попытки передавать потоковые данные в режиме live стали предприниматься с момента, когда у массового пользователя появилась возможность делиться информацией через сеть Интернет. Так как на старте развития данных технологий возможности трансляции «картинки» были ограниченными, а качество — низким, в конце 90-ых и начале 2000-ых стриминг преимущественно ограничивался сферой музыки. Началось все в 1995 году, когда студия RealNetworks представила пользователям первую платформу, на которой транслировался аудиоконтент — RealAudio. Это мало чем отличалось от обычного радио, разве что способом передачи.
Прошло десятилетие, и технологические возможности сделали большой шаг вперед. Увеличилась скорость передачи данных, появились более эффективные способы обрабатывать, сжимать и конвертировать информацию. Такие изменения позволили работать с более «тяжелым» видом данных — видео. Первопроходцем стриминга в 2005 году стала компания YouTube(признан инагентом в РФ).
Спустя еще 6 лет, в 2011-ом, на сцену вышел «король» современного потокового вещания — Twitch. Платформа быстро набирала популярность благодаря уникальному сервису, большому набору возможностей и удобных функций для использования как авторами каналов (стримерами), так и зрителями.
Стремительный рост ежедневного онлайна на Twitch произошел, когда люди стали в прямом эфире играть в видеоигры. Такой вид досуга набрал популярность у подрастающего поколения ПК-геймеров: им было интересно наблюдать за игрой вместе со стримером, общаться в чате с пользователями, у которых такие же интересы. И по сей день стриминг в первую очередь ассоциируется с игровой индустрией.
На протяжении 2010-ых качество изображения, плавность видеоряда, мощность компьютеров и другие технологические аспекты сильно выросли, а стриминг стал не просто видом развлечения, а целым культурным явлением. У авторов каналов сформировалась постоянная преданная аудитория, ставшая почти второй семьей для многих. А сообщества стримеров начали походить на шоу-бизнес благодаря многочисленным коллаборациям, организации совместных шоу, публичным скандалам и другой деятельности.
В современном мире стриминг — сфера жизни, которая находит место в каждом дне среднестатистического человека. Он занял нишу в каждом направлении:
Стоит отметить, что данная сфера хорошо монетизируется и привлекает крупных рекламодателей. Наряду с телевиденьем, стриминг приносит миллиарды долларов компаниям и в бюджет стран в виде налогов.
Проведение прямых трансляций — это технологически сложный процесс, который состоит из множества факторов. Давайте подробнее разберем, какие аспекты важно знать и понимать, чтобы проводить качественные стримы.
Так, битрейт представляет собой показатель скорости передачи информации в потоке. Он измеряется в битах в секунду (bps). Стримеру важно иметь высокий битрейт на своем стриме, потому что он позволяет добиться большей частоты смены кадров, из-за чего видео становится плавным и не теряет в качестве даже при увеличении разрешения. Единственный минус высокого битрейта в том, что трансляция может тормозить у зрителей со слабой интернет-связью.
Разрешение определяет, какое количество пикселей умещается в видео по горизонтали и диагонали. Иными словами, оно определяет плотность мельчайших цветовых точек на экране. В 2023 году стандартом считается Full HD качество (1920x1080). Под него создаются многие современные мониторы.
У зрителя стрима могут возникать проблемы при высоком разрешении, если у техники низкая мощность или медленное соединение. Тогда трансляция застывает или тормозит, перематывается рывками, падает FPS. В видеоплеере платформы всегда можно понизить качество. Например, HD (1280x720 пикселей).
Есть еще один показатель — пропускная способность. Она напрямую связана с битрейтом и разрешением, и определяет, сколько данных в секунду может обработать и передать источник трансляции. Поэтому для серьезного стриминга данная характеристика должна быть высокой.
Чтобы эффективно транслировать видео и звук, нужна технология сжатия и декомпрессии информации, чтобы уменьшить объемы данных. Для этой задачи существуют специальные алгоритмы под названием кодеки. Их популярнейшие варианты — H.264 и H.265. Они помогают сжать поток для передачи, практически не понижая качество стрима.
Еще один важный аспект в технологиях стриминга — облачное хранение данных. Это использование виртуальных серверов в обработке и передаче онлайн-контента. Применение облака дает много преимуществ для авторов контента:
Облачное хранение — это целая инфраструктура, которой выгодно пользоваться компаниям, работающим с большими объемами данных.
Чтобы авторы каналов могли запускать, отключать и настраивать трансляцию, существует специальное программное обеспечение OBS (Open Broadcaster Software). Плюсом приложения является доступность для всех желающих. ОБС можно бесплатно скачать и установить на компьютер. Разобраться в управлении не составит труда, потому что в Интернете достаточно роликов с инструкциями по эксплуатации для начинающих.
OBS поддерживает интеграцию почти со всеми стриминговыми сервисами, такими как Twitch, YouTube Live, Facebook Live, Trovo и т. д. С помощью программы получится организовать потоковое вещание с разных источников: веб-камеры, экранов гаджетов. Более того, можно выстроить сложную систему с несколькими источниками для быстрого переключения между ними.
Помимо передачи картинки в первозданном виде, OBS позволяет ее изменять и модернизировать с помощью наложения фильтров, эффектов для изображения и звука. Есть оптимизатор для улучшения качества видео.
Еще одна популярная функция — выставление задержки. Это разница во времени между фиксацией звука и изображения из источника и моментом их получения зрителями. Задержка может составлять от нескольких секунд до десятков минут. Поставить задержку полезно в нескольких ситуациях.
Прежде всего, в случае защиты от так называемых «стримснайперов». То есть людей, которые могут совершать нежелательные для стримера действия, пользуясь сиюминутной доступностью информации о нем. Например, играя в игру, где благодаря трансляции видно текущее местоположение участника, что позволяет ловить его, пренебрегая внутренними правилами и ограничениями, тем самым проявляя неспортивное поведение. Или во время IRL-стримов (от англ. in real life — в реальной жизни), в рамках которых блогер гуляет по улицам и не хочет иметь дело с массовым вниманием к своей персоне.
Лучшие программы для стриминга:
Программное обеспечение поддерживается большинством операционных систем: Windows, Mac OS, Linux. Также существуют отдельные программы и расширение для ПК-версий, позволяющие вести трансляцию с телефона на Android и iOS.
Как и в любой индустрии, стриминг имеет своих лидеров среди платформ. Некоторые из них — «старые» мастодонты, создававшие культуру с нуля. Другие появились совсем недавно, но быстро набирают популярность и навязывают здоровую конкуренцию лидерам благодаря хорошему маркетингу и завлечению пользователей лояльными условиями. Давайте подробнее рассмотрим каждую площадку.
Платформа для стриминга Twitch настолько популярна, что многие считают, будто у нее нет конкурентов. Действительно, «Твич» является чуть ли не нарицательным словом для стриминга. Впервые сервис образовался в 2007 году. На тот момент создатели Джастин Кан и Эммет Шире видели его всего лишь подразделением платформы Justin.tv.
Поначалу Twitch отводилась роль некоего транслятора для реалити-шоу создателя, который снимал круглосуточно свою жизнь на протяжении почти 9 месяцев. На сайте также были другие категории, в том числе видеогейминг. Он начал показывать неожиданно высокие результаты по среднему онлайну.
Поэтому создатели в 2011 году решили сделать Twitch.tv самостоятельной площадкой, специализирующейся на создании контента по играм. В итоге она стала превосходить популярностью свой изначально материнский сервис Justin.tv более, чем в 10 раз. Впоследствии последний закрылся, а Twitch продолжал наращивать медийную силу, пока не был выкуплен компанией Amazon в 2014 году за 970 млн долларов.
За время существования компания стала революционером, введя многие популярные новшества и возможности, которые сегодня по умолчанию присутствуют на каждой подобной платформе. К примеру, платные ежемесячные подписки от зрителей на канал, открывающие доступ к дополнительному контенту (набор особых смайликов и особая отметка возле имени пользователя в чате). Также Twitch первый ввел подробную статистику стрима, которую автор может анализировать, а также медиа-библиотеки, возможность создавать короткие клипы с лучшими моментами.
«Твич» переосмыслил концепцию просмотра видео в принципе. До него люди просто смотрели ролики на хостингах, таких как «Ютуб», а потом, при желании, делились впечатлениями в комментариях. С развитием стриминговой платформы люди стали привыкать к более интерактивному потреблению контента, начали выражать мысли в режиме реального времени.
Площадка Twitch сыграла важную роль в развитии трансляций массовых мероприятий. Она первой из интернет-ресурсов стала с 2012 года договариваться с крупными организаторами мероприятий и обеспечивать вещание киберспортивных турниров по таким играм, как Dota 2, Counter-Strike, World of Tanks, League of Legends.
Компания «Ютуб», видя начинания «Твича», тоже решила не отставать от трендов, дополняя хостинг видеороликов прямыми трансляциями. Поначалу площадка сама организовывала трансляции больших событий, чтобы люди могли смотреть их в прямом эфире. С 2008 года на YouTube показали ряд громких мероприятий, таких как концерт группы U2. Только через пару лет, в 2010-ом в функционале сервиса появилась возможность проводить стримы для обычных пользователей.
Также именно на «Ютубе» впервые стала популярна идея не просто показывать экран, на котором автор играет в игры, а добавлять съемку с веб-камеры. Спустя еще год компания запустила YouTube Live как отдельную категорию на видеосервисе, где проводились только трансляции. Стремясь расширить аудиторию и привлечь новых популярных авторов онлайн-контента, «Ютуб» в 2013 году выпустил программное обеспечение, с помощью которого можно стримить кроме ПК еще и с мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты.
Уже в 2015 году компания, понимая, что качество и мощность техники растут, добавила возможность вести трансляцию в разрешении 4K. В рамках соперничества с Twitch сервис YouTube тоже экспериментировал с разнообразными интерактивными функциями, которые позволяли зрителям еще глубже вовлекаться в происходящее на экране. Так появилась функция Super Chat, позволяющая выделить свое сообщение в чате, чтобы оно было более заметным среди прочих. А также спонсорские сообщения, закрепляющиеся на некоторое время в верхней части чат-интерфейса.
Так как видеоплощадка YouTube принадлежит Google, все сервисы этой компании интегрированы с видеохостингом. Это делает пользование комфортным для всех сторон.
Сервис для стриминга Trovo появился лишь в 2020 году. У создателей платформы на старте существования проекта было большое преимущество в виде наглядного многолетнего опыта более старых конкурентов, который помогал использовать сильные стороны и не совершать те же ошибки.
В начале 2022 года создатели «Трово» поставили перед компанией задачу переманить как можно больше аудитории у главных конкурентов в лице Twitch и YouTube. Для этого нужно было задобрить стримеров. В рамках этой задачи Trovo разработала систему поддержки с несколькими уровнями, основой которой служило количество ежемесячных подписок на канал. Чем их больше, тем более крупное вознаграждение получал стример. Также площадка решила сделать более лояльную к стримерам партнерскую программу. Для сравнения: Twitch отдает лишь 50% от суммы ежемесячных подписок.
Площадка Kick — одна из самых молодых в индустрии. Недавно она отпраздновала первый год существования, ведь ее основали в конце 2022 года. Поговаривают, что спонсорами сервиса является крупное онлайн-казино Stake, хотя работники «Кик» всячески отрицают данный факт. В проект инвестировали огромное количество денег, проведя масштабную маркетинговую кампанию с рекламой Kick даже на болидах Formula-1, которые являются самыми дорогими «баннерами» в мире. Это дало желаемый результат: всего за 69 дней площадка имела первый миллион пользователей.
Но просто хороших результатов амбициозным руководителям было мало. Они поставили цель: стать №1 среди видеосервисов для стриминга, обогнав всем известную двойку лидеров. Лучшим способом сделать это Kick посчитали привлечение уже популярных стримеров, которые вместе с собой приведут преданных фанатов. И у них это стало получаться. Секретом быстрого роста послужил особенный подход к взаимодействию с авторами контента.
Крупным стримерам, особенно работающим на англоязычную аудиторию, стали поступать индивидуальные предложения, которые кратно превышали их доходы на других платформах. Известно о контрактах, гонорары по которым имели 7-значные суммы. Главное условие таких эксклюзивных предложений — отречься от всех других площадок и стримить только на Kick.
Авторам с меньшей аудиторией тоже высказали много аргументов в пользу того, чтобы выбрать именно этот сервис. Доля от платных подписок на канал, которую получают стримеры, составляет целых 95%. К середине 2023 года количество активных пользователей превысило 10 миллионов.
Индустрия потоковых трансляций — «золотая жила» для предприимчивых бизнесменов. Поэтому в ней постоянно появляются новые проекты, стремящиеся повторить успех «Твича». Конкуренция соответствующая: многие стартапы закрылись, так и не сумев сравниться с монополией.
Так произошло с сервисом Mixer от компании Microsoft. Летом 2020-го он закрылся, просуществовав всего 3 года и передав многие права в рамках партнерства стримингу Facebook Gaming. Mixer в свое время подавал большие надежды: он имел индивидуальность с особенностями, такими как внутренние валюты Sparks и Embers, функция FTL для снижения задержки в чате, интеграция с консолью Xbox.
Один из набирающих популярность представителей стриминга — DLive. Его особенность в технологиях блокчейн, на которых построена эта децентрализованная площадка. Стримеры, работающие с DLive, могут монетизировать свои доходы в виде криптовалюты BTT. Также на сервисе нет обложения заработка комиссиями благодаря блокчейн-специфике продукта.